Спам (англ. spam) — массовая рассылка корреспонденции рекламного характера лицам, не выражавшим желания её получать. Распространителей спама называют спамерами.
В общепринятом значении термин «спам» в русском языке впервые стал употребляться применительно к рассылке электронных писем. Не запрошенные сообщения в системах мгновенного обмена сообщениями (например, ICQ) носят название SPIM (англ.)русск. (англ. Spam over IM).
Доля спама в мировом почтовом трафике составляет от 60 % (2006) до 80 % (2011).
Реклама
Некоторые компании, занимающиеся легальным бизнесом, рекламируют свои товары или услуги с помощью спама. Привлекательность такой рекламы — низкая стоимость и (предположительно) большой охват потенциальных клиентов. Впрочем, такая реклама может иметь и обратный эффект, вызывая настороженность у получателей.
Реклама незаконной продукции
С помощью спама рекламируют продукцию, о которой нельзя сообщить другими способами — например, порнографию, контрафактные товары (подделки, конфискат), лекарственные средства с ограничениями по обороту, незаконно полученную закрытую информацию (базы данных), контрафактное программное обеспечение.
Сюда же относится и реклама самих услуг рассылки спама (законодательно в России спам запрещён, но борьба со спамерами законными методами крайне затруднена).
«Нигерийские письма»
Основная статья: Нигерийские письма
Иногда спам используется мошенниками, чтобы выманить деньги у получателя письма. Распространенный способ получил название «нигерийские письма», потому что большое количество таких писем, якобы, приходило из Нигерии и послано жителями Нигерии.
Такое письмо содержит сообщение, якобы получатель письма может получить каким-либо образом большую сумму денег (напр. наследство однофамильца получателя), а отправитель может ему в этом помочь. Затем отправитель письма просит перевести ему относительно «немного» денег под предлогом, якобы они нужны, например, для оформления документов, открытия счета, оплаты проезда или пересылочных расходов; про обещанную же крупную сумму при этом обычно говорится, что она пока недоступна, и выманиваемые деньги нужны для овладения ею. Выманивание этих денег и является целью мошенников.
Более узкое название этого вида мошенничества — скам или скам 419 (по номеру статьи в УК Нигерии).
Как бороться со СПАМом?
Существуют несколько распространенных способов, при определенном везении которые приносят неплохие результаты:
1 не отвечайте на письма спамера и не пишите ругательные послания;
2 пишите письмо-жалобу провайдеру;
3 заведите несколько почтовых ящиков;
4 установите программу фильтрации почты;
5 используйте формы для отправки сообщений для контактов с клиентами.
Никогда не соблазняйтесь спамерскими сообщениями, какими бы притягательными они не были, и немедленно удаляйте их из почтового ящика. Не пишите письма с просьбой удалить ваш адрес из базы данных, вы рискуете стать постоянным объектом спамера, поскольку ваш адрес «реально существует» - это подтверждает письмо-ответ.
Не пишите ругательные послания, такие письма почти никогда не доходят до действительного адресата, потому что профессионалы редко оставляют настоящие адреса в письмах. Ваше недовольное письмо попадет к другому адресату, который не ведает, за что его так несправедливо оговаривают.
Руководство серверов не в восторге, что с их помощью спамеры наносят ущерб добросовестным пользователям сети Интернет. Поэтому вы можете написать письмо-жалобу на адрес своего провайдера или на адрес сервера, с которого оно пришло. Письмо-спам отсылается в том же виде, в каком оно пришло на ваш e-mail. Жалобы бывает достаточно, чтобы отключить от пользования сетью спамера-диверсанта.
Заведите несколько ящиков. Один – для переписки с друзьями и деловыми партнерами, несколько других – для участия в форумах, чатах, голосованиях и прочих излюбленных для спамеров мест.
Для фильтрации входящей корреспонденции иногда устанавливают специальную почтовую программу, которая автоматически отсеивает сообщения с указанными вами в пароле ключевыми словами. Но такая программа не идеальна - вы можете автоматически лишиться потенциального клиента с добропорядочными намерениями, по незнанию употребившего слова, занесенные в «черный список».
На своем сайте используйте формы для отправки сообщений. Так адрес вашего e-mail недоступен для общего видения, пришедшие сообщения будут иметь специальную тему, по которой вы сразу определите письмо и прочтете его первым.